МОАУ "ООШ №58"
Оренбург
  • Доступная среда

    "Доступная среда".

    Список ответственных лиц за обеспечение обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

    ФИО:Хрякова Ирина Викторовна

    Должность: заместитель директора

    Телефон: +73532403545

    Адрес электронной почты: 58@orenschool.ru


    Информация о специально оборудованных учебных кабинетах

    Специально оборудованные учебные кабинеты отсутствуют


    Информация об объектах для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ

    Приспособленные объекты для проведения практики отсутствуют


    О библиотеке(ах), объектах спорта, приспособленных для использования инвалидам и лицами с ОВЗ, о специальных условиях питания и специальных условиях охраны здоровья.

    Библиотека  460022, Оренбургская область, город Оренбург, улица Станционная, 2А, строение 1 Не указано -

    Помещение не приспособлено для использования инвалидами и лицами с ОВЗ

    Спортивный зал  460022, Оренбургская область, город Оренбург, улица Станционная, 2А, строение 1 Не указано -

    Помещение не приспособлено для использования инвалидами и лицами с ОВЗ

    Спортивная площадка 460022, Оренбургская область, город Оренбург, улица Станционная, 2А, строение 1 Не указано -

    Помещение не приспособлено для использования инвалидами и лицами с ОВЗ

    Оборудованная территория для реализации раздела "Легкая атлетика" программы по физической культуре 460022, Оренбургская область, город Оренбург, улица Станционная, 2А, строение 1 Не указано -

    Помещение не приспособлено для использования инвалидами и лицами с ОВЗ

    Столовая  460022, Оренбургская область, город Оренбург, улица Станционная, 2А, строение 1 Не указано -

    Помещение не приспособлено для использования инвалидами и лицами с ОВЗ

    Медицинский пункт 460022, Оренбургская область, город Оренбург, улица Станционная, 2А, строение 1 Не указано -

    Помещение не приспособлено для использования инвалидами и лицами с ОВЗ

    Логопедический пункт 460022, Оренбургская область, город Оренбург, улица Станционная, 2А, строение 1 Не указано -

    Помещение не приспособлено для использования инвалидами и лицами с ОВЗ

    Кабинет педагога-психолога 460022, Оренбургская область, город Оренбург, улица Станционная, 2А, строение 1 Не указано -

    Помещение не приспособлено для использования инвалидами и лицами с ОВЗ


    O средствах обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ

    Приспособленные средства обучения и воспитания отсутствуют


    Oб обеспечении беспрепятственного доступа в здания образовательной организации

    Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации представлено наличием пандуса, противоскользящим ковриком и табличкой Брайля на входной группе. При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ для обеспечения доступа в здание образовательной организации будет предоставлено сопровождающее лицо.


    O доступе к приспособленным ИС и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ОВЗ

    Доступ к приспособленным информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям представлено наличием версии для слабовидящих на официальном сайте образовательной организации


    Информация об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ОВЗ

    Приспособленные электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ отсутствуют


    Информация о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования

    Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования - нет


    Информация о наличии условий беспрепятственного доступа в общежитие, интернат

    Общежитие и (или) интернат отсутствуют


    Информация о количестве жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ

    Общежитие и (или) интернат отсутствуют


    Информация об организации образовательного процесса для обучающихся с особыми образовательными потребностями

    К обучающимся с ограниченными возможностями здоровья Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (п. 16 ст. 2) относит физических лиц, имеющих недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (далее - ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
    Особенности организации образовательной деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья установлены частью III Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015 (далее - Порядок), а также непосредственно частями 5, 6 статьи 41 и статьей 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
    В качестве основной цели в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в МОАУ «ООШ №58»  рассматривается создание условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей.

    Инвалиды и лица с ОВЗ небольшой и средней степени тяжести участвуют в образовательном процессе на общих основаниях.
    Для обучающихся с ОВЗ разработаны  специальные адаптированные  образовательные программы начального общего и основного общего образования. Адаптированная программа разрабатывается с учётом особенностей развития ребенка, основной целью является коррекция нарушений развития и коррекция нарушений социальной адаптации. Разработкой адаптированной программы школа занимается самостоятельно. Основой для разработки адаптированной программы является ФГОС
    Формы работы:
    •    Индивидуализация образовательного процесса  детей с ОВЗ.
    •    Целенаправленность развития способности данной категории учащихся на взаимодействие и коммуникацию со сверстниками.
    •    Вовлечение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в допустимые им творческие и интеллектуальные соревнования, проектно-исследовательскую деятельность и научно-техническое творчество
    При наличии медицинских показаний и соответствующих документов (справка — заключение ВКК) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано индивидуальное обучение на дому.
    Оказание доврачебной первичной медицинской помощи и проведение профилактических осмотров, профилактических мероприятий различной направленности, иммунизации, первичной диагностики заболеваний, оказание первой медицинской помощи в школе осуществляет  фельдшер медпункта, на основании заключённого договора.

    Детям с ОВЗ предоставляется бесплатное двухразовое питание, а детям с ОВЗ, находящимся на домашнем обучении предоставляется компенсация взамен двухразового питания.
    Создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ОВЗ не практикуется.
     

    Поделиться страницей

    НОРМАТИВНАЯ БАЗА

    Федеральные документы

    1) Федеральный закон от 3 мая 2012г. №46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» (ст.24)

    2) Федеральный закон №181-ФЗ «О социальной защите  инвалидов в Российской Федерации» от 24.ноября 1995г. (ст 18)

    3) Федеральный закон от 29.12.2012г № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст.34, 44, 48, 79)

    4) Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2008 года № АФ-150/06 «О создании условий  для получения  образования детьми  с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами».

    5) Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации  от 7 июля 2013года № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей»

    6) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации  от 30 августа 2013г № 1015 « Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

    7) Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом МОиН от 19.12.2014 № 1598;

    8) Федеральный государственный образовательный стандарт обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями», утвержденный приказом МОиН от 19.12.2014 № 1599;

    9) Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

    10) Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации  от 20.08.2014г № ВК – 1748/08 «О государственной аккредитации образовательной деятельности по образовательным программам, адаптированным для  обучения лиц с умственной отсталостью (вместе с разъяснениями о государственной  аккредитации образовательной деятельности по  образовательным программам, адаптированным для  обучения лиц с умственной отсталостью).

    11) методическое пособие Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации «Методика паспортизации и классификации объектов и услуг с целью их объективной оценки для разработки мер, обеспечивающих их доступность» по предстоящей паспортизации образовательных организаций.

    ​12) Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 2 сентября 2020 года №458 "Об утверждении порядка приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования"

    13) Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 года №196 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам"

    14) Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 7 ноября 2018 года №189/1513 "Об утверждении порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования"

    15) Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 7 ноября 2018 года №190/1512 "Об утверждении порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования"

    16) Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования" (с изменениями и дополнениями)

    17) Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г. N 464 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования" (с изменениями и дополнениями)

    18) Постановление Правительства РФ от 28 октября 2013 г. N 966 "О лицензировании образовательной деятельности" (с изменениями и дополнениями)

    Региональные документы

     1) Постановление Правительства Оренбургской области  от 12.05.2014г № 290 –пп «О внесении изменения в постановление Правительства Оренбургской области  от 30.08.2013г №731-пп  «Об утверждении государственной Оренбургской области «Доступная среда» на 2014-2020 годы»

    2) Приказ министерства образования Оренбургской области от 30.04.2015 № 01-21/956 «О создании организационно-управленческих условий введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

    3) Письмо министерства образования Оренбургской области от 30.09.2014 № 01-23/5138 «О требованиях к реализации адаптированных образовательных программ»

    4) Рекомендации по внедрению специальных федеральных государственных стандартов, в том числе по совершенствованию нормативной и методической базы, описание механизмов внедрения ФГОС (письмо министерства образования Оренбургской области от 30.09.2015 № 01-23/5998).

    Муниципальные документы

    1) Распоряжение управления образования № 681 от 09.10.2014г «Об организации инклюзивного обучения в базовых общеобразовательных организация в 2014-2015 учебном году».

    2) Распоряжение управления образования от 10.09.2015 № 711 «О создании условий введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования  обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

    3) Распоряжение управления образования №704 от 07.09.2015 года  «Об организации инструктирования  ответственных лиц по вопросам  обеспечения доступности образовательных услуг для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья и паспортизации объектов образования»

      Инклюзивное образование (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю) - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

              Восемь принципов инклюзивного образования:

    • Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
    • Каждый человек способен чувствовать и думать;
    • Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
    • Все люди нуждаются друг в друге;
    • Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
    • Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
    • Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
    • Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

    Рекомендации учителю, работающему в инклюзивном классе

    Любая форма педагогического общения должна иметь четко определенные цели:

    Образовательная должна решать задачи отработки учебного программного материала, овладение детьми учебными знаниями, умениями и навыками;

    Воспитательная должна решать задачи отработки моделей поведения, овладения детьми коммуникативными умениями, формирования эмоций;

    Коррекционно-развивающая — в классе есть ребенок с особыми образовательными потребностями и обычные дети, поэтому коррекционная задача должна четко ориентировать педагога на развитие способностей и возможностей всех детей и на исправление имеющихся недостатков специальными педагогическими и психологическими приемами.

    Изменение структуры занятия, плана и логики; преемственность планов и последовательность включения детей; упражнения по степени нарастающей сложности — условие успешности всех учащихся, следовательно, и инклюзивного образования. В конспекте урока (занятия) отдельно должен быть отражен план деятельности на уроке (занятии) для ребенка с особыми образовательными потребностями. Учитель может по-разному подходить к решению данной проблемы:

              1.Составлить планирование отдельно — для всего класса и для ребенка с особыми образовательными потребностями.

              2. Сделать общий план с включением в него блоков заданий для каждого ребенка, нуждающегося в силу особенностей развития в индивидуальном подходе, дополнительном внимании.

    Формы могут быть разные, главное — отразить в ходе урока (занятия) траекторию деятельности ребенка с особыми образовательными потребностями в классе детей «нормы».

    Каждый этап занятия необходимо фиксировать, ориентируя учащихся на то, что они уже сделали и что им предстоит еще сделать. Подведение итогов становится своеобразным стимулом, побуждающим учащегося к включению во все более усложняющуюся работу. Особенно этот аспект важен для ребенка с особыми образовательными потребностями.

    Методы и приемы учителя — это средства, при помощи которых он добивается решения задач урока или занятия. Их следует умело отбирать и использовать. Комбинировать или менять средства и методы нужно так, чтобы при этом происходила смена видов деятельности учащихся, чтобы менялся доминантный анализатор, чтобы во время работы было задействовано как можно больше анализаторов — слух, зрение, моторика, память и логическое мышление в процессе восприятия материала. Учет особенностей учащихся предполагает соотнесение не только формы и содержания занятия, его методов и приемов проведения, но и личностный, а не нормативный характер оценки достижений ученика. Конечно, работая с детьми с ограниченными возможностями, необходимо учитывать и их психологические особенности. Хотелось бы отметить моменты, на которые следует сделать акцент:

           1. При чтении необходимо помочь ребенку открыть учебник, найти нужную страницу, показать, где мы будем читать, во время чтения показать, где мы читаем (дети не могут удерживать внимание).

    Такие моменты встречаются в любом классе, но в этом случае ребенок может, но не хочет по каким-то причинам следить за ходом урока и заслуживает порицания.

    В инклюзивном классе дети просто не могут следить за ходом урока, поэтому им необходима помощь.

            2. В ходе урока, приходится сокращать время на выполнение заданий (если это вопросы к тексту – то обсудить можно 3, 4 вопроса, текст тоже целесообразно прочитать не в полном объеме, так как дети очень быстро устают).

            3. При ответах на вопросы, отвечающему необходимо дать немного больше времени на обдумывание (реакция детей может быть замедленна)

            4. Письменные работы, тесты занимают гораздо больше времени (необходима помощь учителя – найти тетрадь, открыть тетрадь ,найти ручку и т.д.)

    Для детей ОВЗ нужно формулировать задание так:

           1. Задание должно быть сформулировано как в устном, так и в письменном виде.

           2. Задание должно быть кратким, конкретным, одним глаголом.

    несколько этапов.

           3.При формулировании заданий покажите конечный продукт (законченный текст, решение математической задачи…)

           4.Формулировать задание, стойте ряжом с ребенком.

           5.Давайте возможность ребенку закончить начатое дело.

    Чтоб правильно оценить ребенка, можно предложить учитывать, такие аспекты:

           1. Старайтесь отмечать хорошее поведение ребенка, а не плохое.

           2. Не обращайте внимание на не очень серьезные нарушения дисциплины.

           3. Будьте готовы к тому, что поведение ребенка может быть связано с приемом медикаментов.

           4. Придумайте какое-то «особое» слово, после произнесения вами которого ребенок поймет, что поступает не должным образом.

           5.  Используйте промежуточную оценку, чтобы отразить прогресс.

           6. Разрешайте ребенку переписывать работу, чтобы получить лучшую отметку (в дальнейшем учитывать отметку за переделанную работу).

           7. Используйте систему оценки: зачет-незачет, когда речь идет об оценке роста и развития ребенка.

                Если  ребенку трудно отвечать перед всем классом, то ему дается возможность представить выполненное задание в малой группе. Работа в группах позволяет таким ученикам раскрыться и учиться у своих товарищей.

               Хороший результат дает и распределение учащихся по парам для выполнения проектов, чтобы один из учеников мог подать пример другому. Но ошибкой было бы все время помогать этому ребенку, ему надо позволить в каких-то случаях принять самостоятельное решение, похвалить и, таким образом, учить решать проблемы, справляться с ситуацией.

               Особо следует сказать о психологии общения в ходе занятия, стиле общения. Здесь следует учитывать: соотношение побуждений учащихся к деятельности и принуждения. Обучение без принуждения (основанное на интересе, успехе, доверии). Сегодня становится понятным, что в развитии инклюзивного образования большую роль играет человеческий фактор, то есть формируется «идеальный педагог». Который содержит в себе такую характеристику: профессиональное мастерство, такт педагога, креативность, гибкость мышления и это только самое малое, чем должен обладать учитель.

    Полезные ссылки:

    - МГППУ Информационно-методический портал по инклюзивному и специальному образованию  -  http://edu-open.ru/Default.aspx?tabid=55 
    - Сборник статей "Инклюзивное образование" 

    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie